Впервые я услышала название «Дерута» в знаменитом городе башен Сан-Джиминьяно, в магазине керамики, похожем на пещеру Али-Бабы. Там было всё: винные пробки и столовые гарнитуры, кофейные чашки и огромные напольные вазы… И всё такое яркое, солнечное, великолепное! «Derutа», — объяснили друзья. Город в Умбрии, где делают эту прекрасную керамику.
А потом уж мы попали в Деруту. Под вечер по дороге в Перуджу увидели указатель на дороге, вспомнили о праздничных впечатлениях и свернули. Из-за пандемии на улицах города было пустынно — ни туристов, ни местных, которые уже отправились ужинать. Но магазины керамики, лавки и мастерские ещё работали, в ожидании случайных покупателей. Мы заходили, разговаривали с художниками и мастерами, которые стояли за прилавками.
Когда-то в городе работало несколько больших фабрик. Сейчас осталась лишь одна. А из сотен небольших мастерских уцелела половина. Одни художники копируют старые образцы, любимые туристами во всем мире. Другие — работают над новыми формами и мотивами.
Первое упоминание о керамистах из города Дерута относится к 1282-ому году. То был заказ на посуду к празднику местного святого Эрколано. А настоящая слава пришла к ним в начале XVI века. Самыми популярными изделиями из Деруты тогда были большие блюда c изображением прекрасной дамы — bella donna. В центре блюда на охристом или белоснежном фоне писали портрет, окруженный развевающимися лентами с возвышенными надписями. Их обычно дарили девушкам на свадьбу.

Знатные семьи заказывали тарелки с гербами, с изображениями рыцарей в пышных шлемах, с историческими сценами или античными аллегориями. По краям блюда размещали причудливые орнаменты, в которых соединены и переплетены диковинные растения, сказочные существа… Их называют гротески.

До сих пор гротески — это излюбленные мотивы для мастеров Деруты. Кстати, ввел их в моду в эпоху Ренессанса великий Рафаэль Санти. В то время в Риме был раскопан «золотой дворец императора Нерона», в котором галереи и залы были украшены причудливыми росписями (гротески от слова «grotto — подземелье).
Рафаэль преобразил эти античные рисунки, добавил изящества, легкости и миниатюрных деталей. Можно без конца любоваться ими на фресках в знаменитых «станцах» (комнатах) Рафаэля в Ватикане.
Один из его учеников, (тоже по имени Рафаэло), которого пригласили на работу в гончарную мастерскую, решил перенести модный декор на майолику. Этот вид росписи назвали рафаэлески.
В одной из мастерских Деруты молодой художник в третьем поколении показал нам блюдо в традиционных кобальтовых и зеленых тонах, сплошь расписанное рафаэлесками, и не без гордости сказал, что эта работа победила в прошлом году на национальном конкурсе.

А самые красивые блюда «bella donna» мы увидели в небольшом магазине у городских ворот. Их с любовью выложил на стол сам мастер родом из Стамбула. Рассказал, что двадцать лет назад приехал в Деруту, чтобы освоить секреты местной керамики, влюбился — сначала в Умбрию, потом в местную красавицу — и остался навсегда.
Оказалось, что в городке издавна расписывали посуду не только для стола, но и на сувениры. Только тогда роль туристов исполняли паломники. Дерута лежит на пути в город Асизи, где похоронен святой Франциск, покровитель Италии. Недалеко и основанный им монастырь Ла Верна, где Франциск обрел стигмы.
Возвращаясь из паломничества, люди покупали на память тарелки с изображением мадонны и святых. Или специальные сосуды альбореллы для хранения лекарственных трав.
Италия хороша тем, что в любой город хочется вновь вернуться. В Деруте, например, хочется ещё посмотреть первый в Италии музей керамики. И купить что-нибудь очень-очень красивое.
Наталия Сергеева
Добавить комментарий